Платформа для управления подписками: готовый чек-лист по выбору лучшего решения для вашего бизнеса
Подписные модели становятся основой для самых разных сфер бизнеса — от SaaS-сервисов и стриминговых платформ до электронной коммерции и поставщиков цифрового контента. По мере увеличения оборота и числа подписчиков эффективное управление процессом предоставления подписок становится критически важным. Ручные методы и разрозненные инструменты уже не справляются — компаниям нужны надежные программные решения для автоматизации бизнеса и улучшения качества обслуживания клиентов.
Стремление к непрерывному циклу работы с подписчиками и отказу от ручного труда привели к появлению специализированных платформ для управления подписками. Однако выбор такого решения — это не просто вопрос автоматизации платежей или продления подписок. Важно найти инструмент, который:
- Гибко настраивается под сложные бизнес-процессы,
- Интегрируется с текущими системами,
- Масштабируется вместе с ростом компании.
В этой статье мы разберем, что представляет собой современное решение для управления подписками и предложим универсальный чек-лист для анализа его функциональности.
Важность автоматизации подписочного бизнеса
В чем ценность автоматизации рабочих процессов в подписочном бизнесе?
- Оптимизация доходов. Своевременное выставление счетов, контроль процесса продления подписок напрямую влияют на доходы бизнеса.
- Удовлетворенность клиентов. Наличие у клиента интерфейса для управления купленными подписками, получение корректных счетов на оплату с учетом реального потребления, полезные уведомления о статусе подписок и платежей повышают лояльность.
- Операционная эффективность. Автоматизация сокращает расходы, сводит к минимуму человеческие ошибки и ускоряет процессы.
- Анализ данных. Аналитические инструменты позволяют работать с метриками подписочного бизнеса, замерять отток клиентов, их «ценность» и корректировать стратегию бизнеса.
Ключевые этапы процесса работы с подпиской
Особенность подписочной модели – бесконечный цикл работы с клиентом. Разделим его на основные этапы. Для каждого этапа рассмотрим функциональные возможности платформы для управления подписками.
Этап 1. Привлечение клиентов
Платформа для управления подписками должна предоставлять инструменты для расширения клиентской базы:
- Внешний маркетплейс (витрина) с каталогом тарифных планов.
- Самостоятельная регистрация клиента в системе.
- Регистрация клиента менеджером.
- Каталог с выбором продукта/услуги и тарифного плана.
- Триальные (пробные) тарифные планы с возможностью перехода на платные тарифы.
- Онлайн-заказ.
- Настройка типов клиентов, способов оплаты для них, а также связей продуктового портфеля с разными типами клиентов.
Этап 2. Расчет стоимости. Биллинг
- Биллинг для разовых покупок и услуг с абонентской платой.
- Pay-as-you-go модель биллинга с оплатой за факт потребления.
- Настройка различных периодов и ресурсов для тарифных планов.
- Выравнивание платежей к календарному месяцу.
- Поддержка фиксации цены на срок действия подписки.
- Расчет стоимости дозакупок, смены тарифов, подключения дополнительных ресурсов и других сценариев управления подписками.
Этап 3. Получение оплаты
- Поддержка баланса клиента, автосписаний с баланса.
- Поддержка различных моделей работы: предоплата, постоплата, кредитная модель.
- Автоматическое и ручное формирование платежей.
- Подключение внешних платежных провайдеров.
- Регистрация принятых платежей.
- Интеграция с ERP (например, с 1С) для обмена данными и обслуживания клиентов – юридических лиц.
Этап 4. Предоставление подписок в зависимости от событий
- Автоматизация предоставления подписок, например, по событию получения оплаты.
- Автоматические операции над подписками на основании принятых заказов и оплат: изменение ресурсов, переключение тарифов, продление.
- Автоматическая остановка неоплаченных сервисов.
Этап 5. Управление продлениями подписок
Один из ключевых блоков функциональных возможностей платформы для управления подписками.
- Отправка уведомлений клиенту о продлении по настраиваемым правилам.
- Настройка параметров продления подписок.
- Обработка приостановок и возобновлений подписок.
- Грейс-периоды и ручные подтверждения остановок подписок для неоплаченных продлений.
Этап 6. Рост среднего дохода от пользователя (ARPU). Допродажи
- Инструменты допродаж и кросс-продаж.
- Поддержка набора ресурсов и бандлов.
- Персонализированные рекомендации апгрейдов текущих подписок и подключения дополнительных модулей.
Этап 7. Аналитика
- Получение данных для анализа.
- Готовые дашборды по метрикам подписочного бизнеса.
- Кастомизируемые отчеты.
- API для получения данных для сторонних систем.
С учетом особенностей вашего бизнеса выделите актуальные для вас этапы и требуемые возможности системы из этого списка.
Общие требования к платформе для управления подписками
Помимо функциональности для управления подписками решение должно обладать рядом возможностей, обеспечивающих стабильность и рост вашего бизнеса.
- Интеграционные возможности. Платформа для управления подписками должна быть интегрирована с вашим продуктом для автоматизации провижининга подписок.
- Масштабируемость. Необходимо оценить объем данных: числа клиентов, подписок, реселлеров в перспективе 3-5 лет и убедиться, что решение поддержит такой рост.
- Безопасность и стабильность работы. Большой пул требований, который включает отказоустойчивость платформы, безопасность кода, успешное прохождение пентестов, а также функциональные возможности, например, гибкую ролевую модель, поддержку двухфакторной аутентификации, логирование и т.д.
- Техническая поддержка решения со стороны вендора.
- Нативность и удобство интерфейса продукта.
- Наличие API и документации, понятная дорожная карта развития продукта
Использование чек-листа оценки платформы для управления подписками поможет сделать правильный выбор решения. Дополняйте наш список специфичными для вашего бизнеса пунктами и не забывайте регулярно пересматривать и обновлять выбранные инструменты в соответствии с развитием бизнеса и меняющимися требованиями рынка.
Рассмотрите платформу для управления подписками BillogicPlatform на предмет соответствия вашим требованиям, отправив нам запрос.