Платформа для управления подписками: готовый чек-лист по выбору лучшего решения для вашего бизнеса

3 мин

Подписные модели становятся основой для самых разных сфер бизнеса — от SaaS-сервисов и стриминговых платформ до электронной коммерции и поставщиков цифрового контента. По мере увеличения оборота и числа подписчиков эффективное управление процессом предоставления подписок становится критически важным. Ручные методы и разрозненные инструменты уже не справляются — компаниям нужны надежные программные решения для автоматизации бизнеса и улучшения качества обслуживания клиентов.

Стремление к непрерывному циклу работы с подписчиками и отказу от ручного труда привели к появлению специализированных платформ для управления подписками. Однако выбор такого решения — это не просто вопрос автоматизации платежей или продления подписок. Важно найти инструмент, который:

  • Гибко настраивается под сложные бизнес-процессы,
  • Интегрируется с текущими системами,
  • Масштабируется вместе с ростом компании.

В этой статье мы разберем, что представляет собой современное решение для управления подписками и предложим универсальный чек-лист для анализа его функциональности.

Важность автоматизации подписочного бизнеса

В чем ценность автоматизации рабочих процессов в подписочном бизнесе?

  • Оптимизация доходов. Своевременное выставление счетов, контроль процесса продления подписок напрямую влияют на доходы бизнеса.
  • Удовлетворенность клиентов. Наличие у клиента интерфейса для управления купленными подписками, получение корректных счетов на оплату с учетом реального потребления, полезные уведомления о статусе подписок и платежей повышают лояльность.
  • Операционная эффективность. Автоматизация сокращает расходы, сводит к минимуму человеческие ошибки и ускоряет процессы.
  • Анализ данных. Аналитические инструменты позволяют работать с метриками подписочного бизнеса, замерять отток клиентов, их «ценность» и корректировать стратегию бизнеса.

Ключевые этапы процесса работы с подпиской

Особенность подписочной модели – бесконечный цикл работы с клиентом. Разделим его на основные этапы. Для каждого этапа рассмотрим функциональные возможности платформы для управления подписками.

Этап 1. Привлечение клиентов

Платформа для управления подписками должна предоставлять инструменты для расширения клиентской базы:

  • Внешний маркетплейс (витрина) с каталогом тарифных планов.
  • Самостоятельная регистрация клиента в системе.
  • Регистрация клиента менеджером.
  • Каталог с выбором продукта/услуги и тарифного плана.
  • Триальные (пробные) тарифные планы с возможностью перехода на платные тарифы.
  • Онлайн-заказ.
  • Настройка типов клиентов, способов оплаты для них, а также связей продуктового портфеля с разными типами клиентов.

Этап 2. Расчет стоимости. Биллинг

  • Биллинг для разовых покупок и услуг с абонентской платой.
  • Pay-as-you-go модель биллинга с оплатой за факт потребления.
  • Настройка различных периодов и ресурсов для тарифных планов.
  • Выравнивание платежей к календарному месяцу.
  • Поддержка фиксации цены на срок действия подписки.
  • Расчет стоимости дозакупок, смены тарифов, подключения дополнительных ресурсов и других сценариев управления подписками.

Этап 3. Получение оплаты

  • Поддержка баланса клиента, автосписаний с баланса.
  • Поддержка различных моделей работы: предоплата, постоплата, кредитная модель.
  • Автоматическое и ручное формирование платежей.
  • Подключение внешних платежных провайдеров.
  • Регистрация принятых платежей.
  • Интеграция с ERP (например, с 1С) для обмена данными и обслуживания клиентов – юридических лиц.

Этап 4. Предоставление подписок в зависимости от событий

  • Автоматизация предоставления подписок, например, по событию получения оплаты.
  • Автоматические операции над подписками на основании принятых заказов и оплат: изменение ресурсов, переключение тарифов, продление.
  • Автоматическая остановка неоплаченных сервисов.

Этап 5. Управление продлениями подписок

Один из ключевых блоков функциональных возможностей платформы для управления подписками.

  • Отправка уведомлений клиенту о продлении по настраиваемым правилам.
  • Настройка параметров продления подписок.
  • Обработка приостановок и возобновлений подписок.
  • Грейс-периоды и ручные подтверждения остановок подписок для неоплаченных продлений.

Этап 6. Рост среднего дохода от пользователя (ARPU). Допродажи

  • Инструменты допродаж и кросс-продаж.
  • Поддержка набора ресурсов и бандлов.
  • Персонализированные рекомендации апгрейдов текущих подписок и подключения дополнительных модулей.

Этап 7. Аналитика

  • Получение данных для анализа.
  • Готовые дашборды по метрикам подписочного бизнеса.
  • Кастомизируемые отчеты.
  • API для получения данных для сторонних систем.

С учетом особенностей вашего бизнеса выделите актуальные для вас этапы и требуемые возможности системы из этого списка.

Общие требования к платформе для управления подписками

Помимо функциональности для управления подписками решение должно обладать рядом возможностей, обеспечивающих стабильность и рост вашего бизнеса.

  1. Интеграционные возможности. Платформа для управления подписками должна быть интегрирована с вашим продуктом для автоматизации провижининга подписок.
  2. Масштабируемость. Необходимо оценить объем данных: числа клиентов, подписок, реселлеров в перспективе 3-5 лет и убедиться, что решение поддержит такой рост.
  3. Безопасность и стабильность работы. Большой пул требований, который включает отказоустойчивость платформы, безопасность кода, успешное прохождение пентестов, а также функциональные возможности, например, гибкую ролевую модель, поддержку двухфакторной аутентификации, логирование и т.д.
  4. Техническая поддержка решения со стороны вендора.
  5. Нативность и удобство интерфейса продукта.
  6. Наличие API и документации, понятная дорожная карта развития продукта

Использование чек-листа оценки платформы для управления подписками поможет сделать правильный выбор решения. Дополняйте наш список специфичными для вашего бизнеса пунктами и не забывайте регулярно пересматривать и обновлять выбранные инструменты в соответствии с развитием бизнеса и меняющимися требованиями рынка.

Рассмотрите платформу для управления подписками BillogicPlatform на предмет соответствия вашим требованиям, отправив нам запрос.